- Критика теории естественного отбора
- Интенциональная каузальность и физикализм
- Разное
Критика теории естественного отбора
______________
15.06.2024 Естественный отбор и идеология
‘Это книга не о Боге, не о разумном замысле и не о креационизме. Никто из нас не увлекается ни тем, ни другим. Мы подумали, что лучше всего прояснить это с самого начала, потому что наше основное утверждение в дальнейшем будет заключаться в том, что с теорией естественного отбора что-то не так, вполне возможно, совсем не так; и мы осознаем, что даже среди тех, кто не совсем уверен, что такое естественный отбор, приверженность дарвинизму стало лакмусовой бумажкой для принятия решения о том, кто придерживается «сугубо научного» мировоззрения, а кто нет. «Вы должны выбрать между верой в Бога и верой в Дарвина; и если вы хотите быть светским гуманистом, вам лучше выбрать второе» . Так нам говорят.’
‘Мы завершаем эти вступительные комментарии краткой проповедью: многие из наших коллег говорили нам, что, даже если Дарвин был существенно неправ, утверждая, что естественный отбор является механизмом эволюции, тем не менее, мы не должны этого говорить. Во всяком случае, не в публичном пространстве. Поступать так — значит, пусть и непреднамеренно, примкнуть к Темным Силам, цель которых — опорочить науку. Что ж, мы не согласны с таким утверждением. Мы считаем, что способ доставить неудобство Темным Силам состоит в следовании за аргументами, куда бы они ни привели, распространяя при этом как можно больше света. Что делает Темные Силы темными, так это то, что они не желают этого делать. Что делает науку научной, так это то, что она следует этому пути.’
Джерри Фодор и Массимо Пиателли-Палмарини ‘В чем ошибся Дарвин‘
https://evgeniirudnyi.livejournal.com/367617.html
______________
Естественный отбор как качественное объяснение?
Окончательный вариант рассмотрения аргумента Фодора в виде обзора про теорию естественного отбора на уровне качественного рассмотрения. В первой части рассмотрен адаптационизм, во второй — аргумент Фодора против естественного отбора как каузального объяснения.
______________
Джерри Фодор: Почему у свиней нет крыльев
О первой статье Джерри Фодора с критикой теории естественного отбора. Исходная точка критики — объяснения в рамках естественного отбора в эволюционной психологии. Далее критика теории естественного отбора связывается с критикой ‘selected for’. В конце заметки ссылки на отзывы и обсуждения Фодора с другими биологами.
______________
Эволюция без естественного отбора
О книге Джерри Фодора и Массимо Пиателли-Палмарини ‘В чем ошибся Дарвин‘. В книге дается развернутое описание аргумента, представленного в статье ‘Почему у свиней нет крыльев‘. Важно отметить, что авторы книги не против эволюции как таковой; они доказывают, что естественный отбор не попадает в категорию каузального объяснения.
Следует отметить, что авторы книги сравнивают естественный отбор с оперантным научением Скинера и показывают, что оба процесса концептуально похожи.
______________
Сложность, эволюция и Искусственная жизнь
Цитата из статьи Larry S. Yaeger, How evolution guides complexity, которая доказывает, что ‘selected for’ люди находят даже в компьютерной программе Polyworld:
‘Пока увеличение сложности улучшает способность выживания и воспроизведения агентов, имеющих такие преимущества, такое увеличение сложности будет активно отбираться.’
‘As long as increases in complexity improve the ability to survive and reproduce by agents so advantaged, those complexity increases will be actively selected for.’
______________
Реакция биолога на аргумент Фодора
Краткое описание обсуждения аргумента Фодора в ЖЖ среди биологов. Также показано, что Фодор правильно характеризует естественный отбор.
Почему мне понравился аргумент Фодора
Описана исходная точка отсчета, в рамках которой меня заинтересовал аргумент Фодора. Рассмотрении редукционизма связано с рассмотрением разных уровней организации — физическое, биологическое, человеческое — и встает вопрос о сводимости более высокого уровня организации к более низкому. Рассмотрение Фодора помогло мне лучше разобраться с использованием понятий ‘теория’, ‘объяснение’ и ‘причинность’ в биологии.
______________
Интенциональная каузальность и физикализм
______________
Джерри Фодор: Интенциональная каузальность
В статье ‘Придание разуму большего значения‘ Фодор рассматривает отношения между уровнями организации и сводимость в физикализме. Он считает, что интенциональная каузальность не сводится в более низким уровням организации. Статья заканчивается известным высказыванием:
‘если не истинно в буквальном смысле слова, что мое желание каузально ответственно за мои действия, мой зуд каузально ответствен за мое почесывание, а мое верование каузально ответственно за мои слова … если ничто из сказанного не является истинным, тогда практически все, во что я верю на этом свете, является ложным, и это означает конец мира.’
______________
Естественный отбор как объяснение?
Обзор про естественный отбор, в котором я использовал аргумент Фодора из статьи про интенциональную каузальность — в рамках сводимости одного уровня организации к другому можно показать, что естественный отбор нельзя считать фундаментальным объяснением, поскольку биология сводится к физике.
______________
Разное
______________
История и эволюционная биология
Историк Питер Харрисон в статье ‘Что в естественной истории являлось историческим? Случайность и объяснение в науке о жизни‘ предлагает рассматривать эволюционную биологию в духе естественной истории. Он в том числе полемизирует с Фодором, который говорил так:
‘Естественная история — это просто один проклятый факт за другим. Если поразмыслить, это должно показаться неудивительным, поскольку, повторяю, естественная история — это разновидность истории, а история сама по себе — всего лишь один проклятый факт за другим.’
______________
Многоуровневое обучение как основа теории эволюции
О двух статьях, в которых биологическая эволюция связывается с многоуровневым обучением (среди авторов биолог Евгений Кунин и физик Михаил Кацнельсон). Отмечается, что Фодор показал сходство между оперантным научением Скиннера и естественным отбором.
______________