Ниже информация о Латуре из Рунета, а затем краткое описание заметок, посвященных Латуру.
Раздел Онтологический релятивизм в Виктор Вахштайн, Социологическая теория познания: школы и направления
‘Теперь можно сказать, не впадая в противоречие, и то, что “Микробы были созданы в 1864 году” и то, что “Они были всегда”. Единственный возможный с точки зрения здравого смысла ответ: “После 1864 года они были всегда”.’
Б. Латур. Надежа Пандоры
Брюно Латур. Где недостающая масса? Социология одной двери
‘Я начну свое исследование с коротенькой надписи, сделанной каким-то анонимом. В этом году, холодным февральским днем, на дверях Палаты кож в парке La Villette в Париже, где группа Роберта Фокса пытается уговорить французов заняться социальной историей науки, можно было увидеть маленькое, сделанное от руки объявление: «Доводчик бастует, ради Бога, закрывайте двери». Это соединение трудовых отношений, религии, объявления и техники в одном единственном весьма незначительном факте и есть та разновидность вещей, которую мне хотелось бы описать, чтобы обнаружить недостающие массы.’
Отрывок про Гоббса и Бойля из книги Бруно Латур, Нового времени не было
‘И вдруг после того, как Гоббс осуществил редукцию политического тела и свел его в одно целое, откуда-то появляется Королевское Общество, чтобы снова все разделить: несколько благородных джентльменов провозглашают свое право иметь независимое мнение в закрытом пространстве лаборатории, над которой государство не имеет никакого контроля. И если эти мятежники достигают согласия, то происходит это не на основании математического доказательства, с которым пришлось бы согласиться всем, но на основании опытов, наблюдаемых при помощи обманчивых чувств, опытов, которые остаются необъяснимыми и мало что доказывающими. Еще хуже то, что этот новый кружок решает сосредоточить свои усилия вокруг воздушного насоса, который производит новые нематериальные тела, пустоту, словно ему, Гоббсу, не пришлось потратить столько усилий, чтобы освободиться от призраков и духов! И вот мы снова, беспокоится Гоббс, ввергнуты в гражданскую войну! Мы уже не должны мириться с левеллерами и диггерами, оспаривавшими власть короля во имя собственной интерпретации Бога и свойств материи, — их уже полностью истребили, — но теперь нам надо смириться с этой новой кликой ученых, которая, во имя природы, примется оспаривать власть, кому бы она ни принадлежала, апеллируя при этом к фактам, целиком и полностью сфабрикованным в лаборатории!’
__________________
Бруно Латур: Политики природы. Как привить наукам демократию
Обзор книги. Латур обсуждает метафору Пещеры Платона в контексте отличия социального от природного. Вывод — не входить в Пещеру! Экспериментальная метафизика и введение в рассмотрение Коллектива.
Во второй части ‘Объективация как включение в Коллектив‘ я представляю позицию Латура своими словами.
__________________
Бруно Латур: Пересборка социального
Рассмотрены два примера, которые раскрывают идеи Бруно Латура в книге в отношении социального, природы и общества: человек в булочной пьет кофе; депрессия и антидепрессанты.
Во второй части приведена цитата ‘Принципиальная ненаблюдаемость социального‘.
__________________
Лекции Стивена Голдмана ‘Научные войны: Что знают ученые и как они это узнают‘. В части, посвященной 20-ому веку, рассматривается социология Латура.
__________________
Происхождение человеческого общества
О статье: Бруно Латур и Ширли Страм ‘Происхождение человеческого общества: Пожалуйста, расскажите нам другую историю.’
__________________
Мысли о науке после чтения книги ‘Инструмент науки — Обновленный научный антиреализм‘. Также в рассмотрение включены высказывания Сабины Хоссенфельдер. Обсуждение заканчивается Коллективом Бруно Латура.
__________________
Обсуждение учебника когнитивного психолога Тревора Харли Наука о сознании — почему он мне не понравился. Ограничения эмпирической науки в отношении сознания, которые нельзя преодолеть. Использованы цитаты Бруно Латура о Пещере и о ученом.
__________________
Размышления об объективности после прочтения диссертации Шиповаловой ‘Научная объективность в исторической перспективе‘. Привлекается концепция Коллектива Бруно Латура.
__________________
Где найти бескорыстных ученых?
Замечание Бруно Латура, что ученого следует рассматривать как официального представителя изучаемых явлений, хорошо подходит к книге ‘Наукообразная чушь. Разоблачение мошенничества, предвзятости, недобросовестности и хайпа в науке‘.