Стивен Вайнберг

  • Книга ‘Мечты об окончательной теории
  • Книга ‘Объясняя мир: Истоки современной науки
  • Цитаты
  • Разное
  • Стивен Вайнберг против позитивизма

_____

Книга Мечты об окончательной теории

_____

Стивен Вайнберг: Мечты об окончательной теории

Цитаты из книги ‘Мечты об окончательной теории: Физика в поисках самых фундаментальных законов природы‘. Законы физики, теория всего и редукционизм. Во втором разделе ‘Стивен Вайнберг о биологии и физике‘ приведены цитаты о сведении биологии к физике.

_____

Неумолимые законы физики

В обзоре о законах физики использованы цитаты Вайнберга из книги в разделах ‘Физики о законах физики‘ и ‘Физики о проблеме тонкой настройки вселенной‘.

_____

Законы физики и биология

Обзор о рассмотрении сводимости физики к биологии. Вайнберг занимает позицию физикализма — цитаты из книги (см. раздел ‘Стивен Вайнберг о биологии и физике‘ в заметке о книге).

_____

Книга Объясняя мир: Истоки современной науки

_____

Вайнберг: Объясняя мир. Истоки современной науки

Книга Стивена Вайнберга по истории науки является продолжением его борьбы за объективность науки в духе «научных войн»:

‘я хотел бы отмежеваться от немногих оставшихся социальных конструктивистов: тех социологов, философов и историков, которые пытаются объяснить не только процесс научного познания, но и его результаты особенностями специфической культурной среды.’

Книга дает хорошее представление о том, как история науки выглядит в глазах физика. Я бы сказал, что книга является подробным изложением идей, озвученных в статье Вайнберга ‘Революция, которой не было‘, только на фоне истории науки.

В заметке обращено внимание на следующие вопросы. Что такое объяснение. Что такое закон физики. Связь с математикой. Объективность законов физики.

Информация использована в обзоре: Физики о математике

_____

Отход от реализма: Философские теории зрения от Декарта до Беркли

Стивен Вайнберг в книге по истории науки ‘Объясняя мир. Истоки современной науки‘ говорит, что роль Декарта в научной революции 17-ого века сильно переоценена:

‘Просто поразительно, как часто для человека, заявляющего, что он нашел самый лучший метод получения достоверных знаний, Декарт был не прав, говоря о различных явлениях природы.’

Вайнберг однако не понимает значение работ Декарта в свете изменения научной парадигмы. В заметке обращается внимание на роль Декарта в становлении современной физиологии зрения.

_____

Цитаты

_____

Научный реализм и антиреализм

При характеристике научного реализма использована цитата Вайнберга:

‘Говорить физику, что законы природы не являются объяснениями природных явлений, это всё равно, что внушать тигру, преследующему добычу, что нет разницы между мясом и травой.’

_____

История и эволюционная биология

Историк Питер Харрисон в статье ‘Что в естественной истории являлось историческим? Случайность и объяснение в науке о жизни‘ привел цитаты Августина и Кальвина. Он считает, что Августин и Кальвин согласились бы с утверждением Докинза о том, что природа выглядит как слепое и безжалостное равнодушие, или с утверждением Стивена Вайнберга о том, что вселенная выглядит бессмысленной:

‘Чем больше вселенная кажется понятной, тем больше она кажется бессмысленной.’

Эта информация использована в заметке: ‘Случайность как чудо‘.

_____

Судьба архивов Ньютона

Стивен Вайнберг в своей статье ‘Революция, которой не было‘ так охарактеризовал Ньютона:

‘Я ранее аккуратно говорил о ньютоновской механике, а не о механике Ньютона. В известном смысле, в особенности при опоре на геометрические методы, сам Ньютон является доньютоновским. Напомним афоризм Джона Мейнарда Кейнса, что Ньютон был не первым современным ученым, а последним магом. Ньютоновская механика (Newtonianism) достигала своей развитой формы в начале девятнадцатого века в работах Лапласа, Лагранжа и других и эту развитую форму ньютоновской механики — которая до сих пор предшествует теорию относительности на столетие — мы учим наших студентов сегодня.’

22.08.2024 Стивен Вайнберг о Ньютоне

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/376329.html

_____

Оккам об универсалиях и о Боге

При обсуждении номинализма Оккама использована цитата Вайнберга:

‘Конечно, у каждого физика есть какая-то рабочая философия. Для большинства из нас – это грубый, прямолинейный реализм, т.е. убежденность в объективной реальности понятий, используемых в наших научных теориях.’

_____

Интерпретация Библии Галилеем

В обсуждении в контексте жизни Галилея использована цитата Вайнберга из ‘Революция, которой не было‘:

‘Это то, ради чего мы работаем и на что тратим деньги налогоплательщиков.’

_____

Разное

_____

Сабина Хоссенфельдер: Затерянные в математике

В книге есть интервью с Вайнбергом по вопросам развития физики. В заметке про это только упомянуто.

_____

17.06.20 Многозначность сказанного

Стивен Вайнберг не имел в виду ничего плохого в фразе, завершающей предисловие к главе, которая посвящена преподавателям и ученым в книге о кладбище штата Техас в Остине:

‘На могилах преподавателей, вероятно, не будут ставить такие же монументальные плиты, какие стоят в честь Стивена Остина или Альберта Сидни Джонстона, но все же количество могил преподавателей будет расти, что станет свидетельством процветания науки и образования в Техасе.’

Стивен Вайнберг, Всё ещё неизвестная Вселенная. Мысли о физике, искусстве и кризисе в науке. 2018. Раздел 1.4. Преподаватели и ученые в земле Техаса.

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/232901.html

_____

29.05.2020 Стивен Вайнберг против позитивизма

В главе Против философии Стивен Вайнберг затрагивает помимо прочего позитивизм:

‘Эпистемологическая доктрина, называемая позитивизмом (или в некоторых трудах логическим позитивизмом), утверждает не только то, что окончательной проверкой любой теории является ее сопоставление с экспериментальными данными (с чем вряд ли кто будет спорить), но и то, что каждое понятие в наших теориях должно в каждом пункте ссылаться на наблюдаемые величины.’

Вайнберг признает заслуги позитивизма, но далее он переходит к решительной критике:

‘Несмотря на ценность позитивизма для Эйнштейна и Гейзенберга, он все же принес столько же плохого, сколько хорошего. Тем не менее, в противоположность механистическому мировоззрению, позитивизм сохранил героическую ауру, так что он еще принесет много неприятностей в будущем.’

Основная вина позитивизма с точки зрения Вайнберга связана с борьбой против атомизма:

‘Позитивизм стал основой оппозиции атомной теории в начале ХХ века. В XIX веке были блистательно возрождены старые идеи Демокрита и Левкиппа о том, что все вещество состоит из атомов. Джон Дальтон, Амадео Авогадро и их последователи объяснили на основе атомной теории правила химии, свойства газов и природу теплоты. Атомная теория стала частью общепринятого языка физики и химии. Однако позитивисты во главе с Махом рассматривали это как отступление от истинных процедур научного исследования, поскольку никакая техника, которую только можно было в те времена вообразить, не позволяла наблюдать атомы непосредственно.’

‘Сопротивление атомизму имело особенно печальные последствия в случае с задержкой признания статистической механики, редукционистской теории, в которой теплота интерпретируется с помощью статистического распределения энергий частей любой системы. Развитие этой теории в трудах Максвелла, Больцмана, Гиббса и др. было одним из триумфов науки XIX в., так что отрицая ее, позитивисты совершили самую худшую из возможных ошибок, какую только может сделать ученый: не заметить успеха, когда он случается.’

‘Позитивизм причинил неприятности и в менее известных случаях. Знаменитый опыт, поставленный Дж.Дж. Томсоном, считается большинством людей опытом по открытию электрона. … Однако точно такой же опыт был сделан примерно в то же время в Берлине Вальтером Кауфманном. Главное отличие эксперимента Кауфманна от эксперимента Томсона заключалось в том, что у Кауфманна он был лучше. Как мы сегодня знаем, результат для отношения заряда электрона к его массе был у Кауфманна более точным, чем у Томсона. Но, тем не менее, Кауфманн никогда не упоминается как открыватель электрона, так как он не думал, что открыл новую частицу. … Мораль этой истории не только в том, что увлечение позитивизмом испортило карьеру Кауфманна.’

Должен сказать, что Вайнберг неправильно освещает историю. В кинетической теории газов действительно были успехи, но с другой стороны теория столкнулась со многими непреодолимыми в рамках классической механики противоречиями. Эти неудачи в неявном виде говорили о невозможности построения теории в предположении о непрерывном распределении энергии и были предвестником квантовой революции в физике. Поэтому я бы сказал, что обвинение позитивизму в неприятии противоречивой теории вряд ли имеет смысл.

Далее в рамках классической механики предположение об атомах как жестких сферах также наталкивалось на сопротивление известных физиков. Например, Дж. Дж. Томсон в начале своей карьеры участвовал в разработке вихревой теории атомов (атомы как вихри эфира). Как пишут, Дж. Дж. Томсон до конца жизни считал, что можно таки довести эту теорию до победного конца.

С другой стороны, Вальтер Кауфман был представителем так называемой электродинамической картины мира, которая привлекала в те времена многих физиков. В ней фундаментальной реальностью считалось электромагнитное поле, а электрон виделся в качестве возбуждения этого поля. Вряд ли можно списать увлечение этой теорией физиками на позитивизм, так, например, историк Хелге Краг приписывает это эпохе декаденства периода fin de siècle.

Также следует отметить, что Дж. Дж. Томсон называл открытую частицу корпускулой вплоть до 1911 года, а термин электрон был в хождении как раз среди сторонников электродинамической картины мира. Более того, Нобелевскую премию Томсону дали не за открытие электрона, а «за исследования прохождения электричества через газы». Таким образом процесс вхождения электрона как частицу в физику после его открытия Томсоном был достаточно сложен.

P.S. sauhetzer дал ссылку на статью Пола Фейерабенда «Теория научного исследования Маха и ее отношение к Эйнштейну«. Она хорошо написана, в ней говорится, что Мах вовсе не был позитивистом, а вот взгляды Эйнштейна близки к позитивизму. См. Альберт Эйнштейн о науке (раздел Эйштейн как позитивист).

Информация

С. Вайнберг, Мечты об окончательной теории: Физика в поисках самых фундаментальных законов природы, 2004. Глава VII. Против философии.

Томсон и Кауфман:

Helge Kragh, Higher Speculations, Grand Theories and Failed Revolutions in Physics and Cosmology, 2011. Chapter 3, Electrodynamics as a World View. (см. Электродинамика как картина мира)

Falconer I. Corpuscles to electrons. In: Histories of the electron: The birth of microphysics. 2001:77-100.

Navarro J. JJ Thomson on the nature of matter: Corpuscles and the continuum. Centaurus. 2005;47(4):259-82.

Про электрон: Что означает «открытие электрона»?

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/231476.html


Опубликовано

в

©