В конце описание заметок, связанных с Ницще: Воля к власти и иррационализм. Ницше и термодинамика. Ницше и дарвинизм. Критика Ницше. Разное.
В книге ‘К генеалогии морали‘ Фридрих Ницше анализирует и критикует христианство, которое он связывает с аскетическим идеалом. В конце третьей главы ‘Что означают аскетические идеалы?‘ Ницше анализирует альтернативы, в том числе науку. По мнению Ницше науку нельзя рассматривать как подлинную альтернативу, поскольку, по сути дела, наука возвращается к прежнему аскетическому идеалу. Ниже несколько цитат из разделов 23 — 25.
‘Где противоупор к этой замкнутой системе воли, цели и интерпретации? Отчего отсутствует противоупор?.. Где другая «единая цель»?.. Но мне говорят, что она не отсутствует, что она не только билась долгим и счастливым боем с этим идеалом, но и превозмогла уже его во всем существенном: наша современная наука в целом служит-де тому ручательством — эта современная наука, которая, будучи доподлинной философией действительности, верит, очевидно, только в себя самое, обладает, очевидно, мужеством держаться самой себя, волей быть собою и довольно недурно обходилась до сих пор без Бога, потусторонности и отрицательных добродетелей. ‘
‘Истина как раз противоположна тому, что утверждается здесь: наука нынче начисто лишена какой-либо веры в себя, не говоря уже об идеале над собой, — и где она есть все еще страсть, любовь, пыл, страдание, там она выступает не антиподом аскетического идеала, а, напротив, новейшей и преимущественнейшей формой его.’
‘Действительно, как было сказано, противоположное: где она [наука] не предстает новейшею формою проявления аскетического идеала — дело идет здесь о крайне редкостных, преимущественных, отборных случаях, едва ли смогших бы спровоцировать перегиб в общем суждении, — там наука оказывается нынче неким пристанищем для всякого рода унылости, безверия, гложущих червей, despectio sui, нечистой совести — там она само беспокойство отсутствия идеалов, страдание от дефицита великой любви, неудовлетворенность недобровольной воздержанностью. О, чего только не скрывает нынче наука! сколько всего должна она, по крайней мере, скрывать! Трудолюбие наших лучших ученых, их обморочное прилежание, их денно и нощно коптящая голова, само их ремесленное мастерство — сколь часто смысл всего этого сводится к тому, чтобы намеренно пропустить сквозь пальцы нечто! Наука как средство самоусыпления: знакомо ли вам это?’
‘Они еще далеко не свободные умы: ибо они верят еще в истину…’
‘Но то, что принуждает к нему [аскетизму добродетели], та безуклончивая воля к истине, и есть собственно вера в аскетический идеал, хотя бы и под видом своего бессознательного императива, не следует питать на сей счет никаких иллюзий, — вера в метафизическую ценность, самоценность истины, как она единственно засвидетельствована и удостоверена этим идеалом (им держится она и с ним падает).’
Ницше приводит цитату из Веселой науки
‘правдивый человек, в том отважном и последнем смысле слова, каким предполагает его вера в науку, утверждает тем самым некий иной мир, нежели мир жизни, природы и истории; и коль скоро он утверждает этот «иной мир», как? не должен ли он тем самым отрицать его антипод, этот мир — наш мир?.. Наша вера в науку покоится все еще на метафизической вере — и даже мы, познающие нынче, мы, безбожники и антиметафизики, берем наш огонь все еще из того пожара, который разожгла тысячелетняя вера, та христианская вера, которая была также верою Платона, — вера в то, что Бог есть истина, что истина божественна…’
‘Нет! Не говорите мне о науке, когда я ищу естественного антагониста аскетического идеала, когда я спрашиваю: «Где та враждебная воля, в которой выражается враждебный ему идеал? Науке для этого слишком еще недостает самостоятельности, она во всех отношениях нуждается в идеале ценности, в силе творящей ценности, на службе у которой она только и смеет верить в себя, — сама она никогда не творит ценностей. ‘
‘Оба они, наука и аскетический идеал, стоят-таки на одной почве — я уже давал понять это, — именно, на почве одинаковой преувеличенной оценки истины (вернее: на почве одинаковой веры в недевальвируемость, некритикуемость истины); в этом-то и оказываются они по необходимости союзниками — так что они, при условии что с ними приходится бороться, могут лишь сообща подвергаться нападению и стоять под одним общим вопросом.’
‘Даже с физиологической точки зрения наука покоится на той же почве, что и аскетический идеал: некое скудение жизни служит в обоих случаях предпосылкой — охлажденные аффекты, замедленный темп, диалектика, вытеснившая инстинкт, лица и жесты, оттиснутые серьезностью (серьезностью, этим безошибочнейшим признаком нарушенного обмена веществ, растущей борьбы жизненных функций).’
Информация
Фридрих Ницше, К генеалогии морали, гл. 3, Что означают аскетические идеалы? Цитаты из разделов 23 — 25.
Я услышал про отношение Ницше к науке:
Tyler Roberts, Skeptics and Believers: Religious Debate in the Western Intellectual Tradition, Lecture Twenty-One, Nietzsche — Religion and the Ascetic Ideal.
30.09.2024 Ницше: Аскетический идеал и наука
Две последние цитаты
https://evgeniirudnyi.livejournal.com/380937.html
______
Воля к власти и иррационализм
______
От веры в науку к воле к власти
Информация из лекций Ллойда Крамера ‘Европейская мысль и культура в 19 веке‘ — Ницше против рационализма. Второй раздел ‘Ницше и христианство‘: Комментарии из обсуждений про Ницше.
______
В статье Герберта Шнедельбаха ‘Философия как теория рациональности‘ отмечается иррационализм философии Ницше:
‘То, что последовало за идеализмом, не было больше философией разума; это были метафизика иррационального (Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше и философия жизни), экзистенциальное мышление и затем натурализм и объективизм всех разновидностей. Общее в них то, что разум не отрицается и не полностью обесценивается, лишь отходит на второй план. Он более не ядро и не сущность, но поверхность, симптом, эпифеномен, зависимая переменная, функция того, что сущностно не является разумом.’
______
Ницше и термодинамика
______
Второе начало термодинамики в центре идеологической борьбы
См. раздел ‘Ницше против тепловой смерти Вселенной‘. В нем описывается позиция Ницше, который считал, что разговор о тепловой смерти аналогичен вере в Бога. Поэтому он доказывал ложность гипотезы тепловой смерти. В то же время у Ницше можно найти описание, напоминающее тепловую смерть
______
Термодинамика 2.0: Мост между естественными и социальными науками
В двух докладах воля к власти Ницше отождествлялась с принципами термодинамики, то есть, Ницше причислен к первопроходцам, которые использовали термодинамику в социальных дисциплинах.
‘Фридрих Ницше описал термодинамический импульс в психологических терминах как волю к власти, где самоопределение актуализирует волю человека по отношению к самому себе и своему окружению.’
‘Ницше использовал свою концепцию воли к власти, чтобы применить уникальный натуралистический подход для своей критике философии. Это послужило основой для термодинамической модели роста и расцвета жизни, которую он использовал для описания того, как различные формы поведения и знания либо способствуют, либо подрывают этот рост.’
______
Ницше и дарвинизм
______
Эволюционная эпопея от Роберта Чемберса до Эдварда Уилсона
В статье ‘Теологические предпосылки эволюционной эпопеи: От Роберта Чемберса до Э. О. Уилсона‘ Аллан Мегилл утверждает, что Ницше боролся не против дарвинизма, а против эволюционной эпопеи. После описания статьи приведены цитаты Ницше из раздела ‘Анти-Дарвин‘.
______
Биолог Дидье Рауль, занимающий антидарвинистскую позицию, опирается в том числе на Ницше.
______
Нарратив как научное объяснение: Пример Паскаля Буайе
В книге ‘Анатомия человеческих сообществ‘ дается эволюционное объяснение воли к власти. Ницше служит точкой отсчета:
‘у многих людей имеется изначальное стремление к власти, как полагали многие классики философии, — то, что Ницше назвал обнаженной «похотью власти» (Machtgelust). Но почему это так?’
______
Критика Ницше
______
Стивен Пинкер: Просвещение сегодня
Пинкер считает, что философия Ницше явилась одной из причиной появления нацизма в Германии.
______
Разное
______
Депрессивная история о Мидасе и Силене
‘Наилучшее для тебя вполне недостижимо: не родиться, не быть вовсе, быть ничем. А второе по достоинству для тебя — скоро умереть.’
После описания Ницше этой истории, приведены цитаты из нескольких статей, в которых она используется.
______
Фильмы, в которых показан Ницше: ‘Когда Ницше плакал’ и ‘Лу Андреас-Саломе’.
______