Герман Гельмгольц о догматизме и материализме

Почитал про Германа фон Гельмгольца. Следует отметить, что Гельгольц получил приставку фон за научные заслуги, а не от родителей. Поражает его широта научных интересов, ниже идет краткий список научных заслуг:

  • закон сохранения энергии
  • изобретение офтальмоскопа
  • вихревые уравнения гидродинамики
  • теория физиологии зрения и слуха
  • катушка Гельмгольца
  • резонатор Гельмгольца
  • уравнение Гельгольца
  • свободная энергия Гельмгольца

На русском языке есть две биографии Гельгольца (В. Д. Зернова и П. П. Лазарева). Авторы физики и интересно отметить, что обе книги вышли в 1925 году. Книги неплохо подчеркивают взаимосвязь физики и физиологии в девятнадцатом веке. Для понимания физиологии слуха требовалось создать теорию звуковых волн, для понимания физиологии зрения более детально разработать теорию оптики. В этом смысле получается, что исследования Гельмгольца были огранически связаны между собой.

Важно отметить, что картина мира Гельмгольца была близка ко взглядам Канта — еще в 1855 году он подчеркивал общность оснований философии Канта и науки его времени. Разница заключалась только в том, что Гельмгольц отвергал априорность геометрии. Именно эти взгляды привели к появлению так называемого «физиологического неокантианства», которое в дальнейшем привело к распространению неокантианских взглядов среди немецких философов. Раз видные ученые говорят о Канте, то философы также могут себе позволить пойти «назад к Канту».

Ниже приведу несколько цитат из лекция Гельмгольца ‘Мышление в медицине‘. По сути дела на глазах Гельгольца и с его активным участием медицина начала приобретать знакомый нам облик. В лекции подчеркивается важность эмпирических исследований, которые привели к этой трансформации. Гельмгольц также критикует догматизм, господствовавший в медицине, когда он начал свою карьеру врача. Он также отмечает, что его поколение боролось против догматизма идеализма, но что в будущем материализм может стать таким же догматизмом, каким был идеализм в его молодости.

‘Чтобы одним словом обозначить основную ошибку старого времени, я бы сказал, что оно гонялось за ложным идеалом научности в односторонней и неправильно ограниченной переоценке дедуктивного метода.’

‘Старинные философы и врачи полагали, что они вправе дедуцировать прежде, чем общие положения будут утверждены индукцией.’

‘Всякий противник может казаться им только глупым или злым, и полемика, согласно старому правилу, будет тем более страстной и личной, чем менее прочна территория, которую отстаивают. Школы догматически-дедуктивной медицины вполне убедили нас в значении этого общего правила. Их нетерпимость была частью взаимной, частью же была направлена против эклектиков, которые к разным болезненным формам применяли различные объяснительные мотивы.’

Под эклектиками в данном случае понимались эмпирики, к которым Гельмгольц причислял лучших врачей:

‘А между тем величайшие врачи и наблюдатели с Гиппократом во главе Аретей, Гален, Зиденгам, Боэргаве были эклектики или, по крайней мере, очень нетвердые систематики.’

Таким образом, Гельмгольц предпочитал догматигам эклектиков. В то же время он понимал, что гипотезы и теории не выводятся однозначно из наблюдений:

‘Когда я высказываюсь против пустого построения гипотез, то из этого не следует еще, что я хочу этим понизить значение истинно оригинальных мыслей. ‘

В заключение про материализм, который для Гельмгольца был разновидностью метафизики:

‘Наше поколение страдало от гнета спиритуалистической метафизики, грядущему грозит опасность материалистического учения.’

‘Прошу вас не забывать, что и материализм есть метафизическая гипотеза, которая оказалась очень плодотворной в области естественных наук, но все же она есть не более, как только гипотеза. А когда забывают эту природу материализма, то он превращается в догму, — и это может быть столько же вредно для развития науки и так же повести к страстной нетерпимости, как всякие другие догматы.’

Информация

В. Д. Зернов, Герман Гельмгольц, Москва; Ленинград: Гос. изд-во, 1925.

П. П. Лазарев, Гельмгольтц, Научно химико-техническое издательство, 1925. Репринтное издание в 2014 году.

Г. Гельмгольц, Мышление в медицине, Речь произнесенная в юбилейный день основания военномедицинских образовательных учреждений, 2 августа 1877. Перевод на русский язык и публикация в 1907 году.

См. также: Герман Гельмгольц: Факты в восприятии

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/254316.html


Comments are closed.