- Философия науки
- История науки
- Разное
Философия науки
______________
От sola scriptura к sola experientia
Иезуит Франсуа Верон предложил аргумент против Sola scriptura Лютера, в котором утверждалось, что это не будет работать без опоры на традицию. Фейерабенд в работе ‘Классический эмпиризм‘ перенес аргумент на sola experientia.
______________
Пол Фейерабенд и квантовая механика
Фейерабенд активно работал над философией квантовой механики в 1950-х и 1960-х годах и его позиция методологического плюрализма и анархизма была сформирована в ходе этой работы.
За эти годы взгляды Фейерабенда претерпели существенные изменения. Вначале Фейерабенд разделял взгляды Карла Поппера (борьба с позитивизмом и инструментализмом в квантовой механике), но затем в ходе работы он увидел упрощенность такой точки зрения. Таким образом, работа над философией квантовой механики послужила основой для разрыва с Поппером.
______________
Бас ван Фраассен: Модальная интерпретация квантовой механики
Ван Фраассен вспоминает Фейерабенда, который еще в 1958 году при рассмотрении измерений в квантовой механики предложил отказаться от первого критерия — Определенность значения.
______________
Ван Фраассен: Наука, материализм и ложное сознание
Ван Фраассен сопоставляет тезис Дюгема с принципом пролиферации Пола Фейерабенда (ученые должны создавать теории, альтернативные общепринятым) и показывает, что несмотря на видимые разногласия, оба принципа вполне совместимы между собой.
Также ван Фраассен приводит яркую цитату Фейерабенда:
‘различие между фриком и респектабельным мыслителем заключается в исследовании, которое проводится после принятия определенной точки зрения. Фрик обычно довольствуется защитой точки зрения в ее первоначальной, неразвитой, метафизической форме, и он вовсе не готов проверять ее полезность во всех тех случаях, которые, по-видимому, благоприятствуют оппоненту … Именно дальнейшее исследование … что отличает «респектабельного мыслителя» от фрика. Первоначальное содержание теории таковым не является.’
03.07.2024 Отличие ученого от фрика по Фейерабенду
https://evgeniirudnyi.livejournal.com/370122.html
______________
Лекции Стивена Голдмана ‘Научные войны: Что знают ученые и как они это узнают‘. В части, посвященной 20-ому веку, рассматривается позиция Фейерабенда: Более радикальная критика объективности научного знания. Истина неотделима от идеологии.
______________
Знают ли науку защитники науки?
В статье Манина Д. Ю. ‘Наука в кривом зеркале: Лакатос, Фейерабенд, Кун‘ содержится критика Фейерабенда. Пол Фейерабенд писал о том, что феноменологическая термодинамика несовместима со статистической термодинамикой:
‘При этом феноменологическая теория (T’) была включена в более широкий контекст статистической физики (T) таким образом, что условие совместимости было нарушено …’
Манин возражает:
‘Между тем любой физик скажет вам, что статистическая термодинамика, наоборот, обосновала феноменологическую.’
Я привожу доводы в пользу Фейерабенда.
______________
В статье ‘Конец методологии науки, или Методолог науки как «лишний человек» ‘ автор обращается к принципу Фейерабенду «anything goes».
______________
Фейерабенд о мифах в науке и философии
Цитаты Фейерабенда. Затем в обсуждении ‘К апологии научного метода‘ я опирался на логику Фейерабенда при аргументации за отсутствие единственно правильного научного метода.
______________
История науки
______________
Комментарии при обсуждении работ Галилея в ЖЖ, в которых я опирался на исторические работы Фейеребенда. Также приведена цитата Фейеребенда в отношении католической церкви.
______________
Ньютон, Бог и стабильность солнечной системы
В книге Фейерабенда я увидел, что Ньютон считал Солнечную систему нестабильной вследствие взаимного притяжения планет. Ньютон считал это доказательством существования Бога, который должен был периодически вмешиваться в происходящее. В книге Фейерабенда рассматривается продолжение этой истории, но это уже не отражено в заметке.
______________
Разное
______________
Фейерабенд защищает материализм
Комментарии к статье ‘Материализм и проблема сознание — тело‘. Объясняется логика Фейерабенда при защите материализма. Но Фейерабенд остается Фейерабендом:
‘Неужели люди верят в то, что именно яростная пропагандистская кампания, которая заставит людей говорить на материалистическом языке, превратит материализм в верную доктрину?’
Миф о рождении новой философии сознания
В статье Галена Стросона упоминается эта работа Фейерабенда.
Материалистический язык и нейрофизиология
Взгляд на книгу Беловой ‘Автостопом по мозгу. Когда вся вселенная у тебя в голове‘ со стороны материалистического языка, который в свое время обсуждал Фейерабенд.
______________
Электрон Милликена и субэлектроны Эренхафта
Интересно отметить, что Пол Фейерабенд изучал физику под руководством Эренхафта. Поэтому в автобиографии Фейерабенда можно также найти информацию об Эренхафте.
______________
Философские войны о свободе воли
Я завершил обсуждение этого вопроса цитатой Фейерабенда:
‘И, конечно, утверждение, что мы должны следовать истине, отнюдь не истина. В своей жизни люди руководствуются множеством идей. Истина — это одна из них; но есть и другие — к примеру, свобода и независимость мысли. Если Истина, как ее представляют некоторые идеологи, оказывается в противоречии со свободой, то у нас есть выбор. Мы можем отвергнуть свободу. Но мы можем и отбросить Истину. (Или мы можем принять более изощренное представление об истине, которое уже не будет противоречить свободе; так поступил Гегель.)’
______________
Я решил познакомиться с работами Маха под влиянием статьи Фейерабенда ‘Теория научного исследования Маха и ее отношение к Эйнштейну‘. В заметке сравниваются мои впечатления с тем, что писал Фейерабенд.
______________
Кропоткин: Муравьи не читали Канта
Приведена цитата Фейерабенда из статье ‘Как защитить общество от науки‘:
‘Наука и просвещение — это одно и тоже, даже самые радикальные критики общественного устройста так полагали. Кропоткин хотел низвергнуть все традиционные институты и формы веры за исключением науки.’
______________