- Физика
- Биология
- Психология
- Ученые
- Граница науки
- Кризис науки
_______
Физика
_______
Электрон Милликена и субэлектроны Эренхафта
Историки науки раскопали, что Милликен несколько приукрасил свои результаты в борьбе против Эренхафта, который в аналогичных экспериментах находил значения меньшие одного заряда электрона.
В заметке также использована цитата Фейнмана, что Милликен получил несколько заниженный результат заряда электрона из-за неверного значения вязкости воздуха, а последующие поколения экспериментаторов старались получить близкие значения по понятным причинам.
_______
Книга Франклина и Леймона посвящена измерениям особого рода — результаты эксперимента в физике должны показать ноль, чтобы подтвердить или опровергнуть теорию. Такие эксперименты сыграли важную роль в развитии физики.
- Стратегия Галилея доказать, что все тела падают с одинаковой скоростью.
- Равенство инерционной и гравитационной масс.
- Эксперименту Майкельсона-Морли и последующие измерения.
- Эксперименты физика Эдвина Холла по измерению отклонения падающих тел от вертикальной линии.
_______
Теорема Хаага и элементарные частицы
В квантовой теории поля частица становится возбуждением квантового поля. Однако теорема Хаага запрещает даже такую интерпретацию: ‘Картина взаимодействия существует только в случае отсутствия взаимодействия.’ Обсуждение в свете известной цитаты Фейнмана про одну фразу, содержащую наибольшее количество информации (атомная гипотеза).
_______
Теория струн и идеал физической теории
По мотивам препринта ‘Теория струн, Эйнштейн и идентичность физики‘. Основной вопрос — как относится к теории физики при отсутствии экспериментальных данных. Рассмотрена линия обсуждения, связанная с историей физики — от натурфилософии к натурфилософии.
_______
Питер Войт: Но я устал, окончен бой, беру портвейн, иду домой
Из заметок блога Питера Войта — он борется против теории струн и параллельных вселенных в физике.
_______
Биология
_______
Как определить, съедобна ли бабочка?
В эволюционной биологии была выдвинута гипотеза, которая должна была бы объяснять наличие белых бабочек — часть белых бабочек несъедобна, а остальные белые бабочки маскируется под несъедобных белых бабочек. Описана странная экспериментальная методика из статьи, целью которой было проверить эту гипотезу.
_______
Психология
_______
Йеркс-Додсон: Закон на все времена года
В заметке показано существенное отличие реальной история появления закона Йеркса-Додсона в психологии от описания этого процесса философами науки. Это показывает опасность использования примеров в философии науки без достаточного изучения реальной истории науки.
_______
Ученые
_______
Венки Рамакришнан: Наука как гонка
О книге ‘Генная машина. Гонка по расшифровке секретов рибосомы‘. Жизнь нобелевского лауреата представлена как гонка, только бы успеть.
_______
Кэри Муллис: Через химию к статье в Nature
Информация о нобелевском лауреате Кэри Муллисе: ‘Я много читал об астрофизике и принимал некоторые психоактивные вещества, которые улучшили мое представление о космосе’.
_______
Игнац Земмельвейс: дезинфекция рук против родильной лихорадки
Информация о трагической судьбе ученого. Собраны цитаты из книг и статей о работах Земмельвейса. Хорошо подходит к теме — как трудно быть первым.
_______
Болезненный процесс смены парадигм
Противоположный пример. Трудности при восприятии нового на примере статьи Красилова ‘Палеонтология и парадигмы современного естествознания‘. Автор считает, что смена парадигм произошла слишком быстро. В определенной степени показывает правоту Макса Планка: ‘Обычно новые научные истины побеждают не так, что их противников убеждают и они признают свою неправоту, а большей частью так, что противники эти постепенно вымирают, а подрастающее поколение усваивает истину сразу.’
_______
Граница науки
_______
Что можно увидеть через окно в невидимый мир
Чудный пример, чтобы проиллюстрировать точку зрения ван Фраассена, что аналогия микроскопа как окна в невидимый мир до добра не доведет. Цитаты из книги Голубевых ‘Взгляд на физический микромир с позиции биолога‘.
_______
Экстраполяционизм как черта научного мышления
На примере статьи ‘Принцип максимума производства энтропии: история возникновения и современное состояние‘ показано, как работает экстраполяционизм. В основу кладутся вполне конкретные исследования, но далее мышление настоящего ученого обычно зашкаливает, поскольку ученый переносит полученные результаты на весь мир.
Последующие заметки также являются также примерами экстраполяционизма.
_______
Квантовая механика в социальных науках
Подборка цитат из статей, которые показывают использование терминологии квантовой механики в социальных науках. Важно отметить, что это не шутка. Люди занимаются этим делом на полном серьезе, они считают; что таким образом социальные науки превращаются в настоящую науку.
_______
Термодинамика 2.0: Мост между естественными и социальными науками
В 2022 году была проведена конференция с названием ‘Термодинамика 2.0‘ — оно подразумевало объединение всех наук на основе термодинамики. В заметке представлен обзор статей. Исходная идея связана с использованием термодинамики как языка для достижения единства науки.
Хороший пример для философов науки — как следует отнестись к такому начинанию.
_______
В. М. Липунов: Научно открываемый Бог
При обсуждении парадокса Ферми физик Липунов переходит к естественной теологии. В заметке приведены цитаты из статьи ‘Научно открываемый бог‘, опубликованной в журнале Успехи физических наук.
_______
Что бы сказали логические позитивисты по этому поводу?
Приведена цитата из реферата статьи 2019 года, объясняющей появление сознания в мозге. Она сравнивается с цитатой Гегеля, которую в свое время критиковали логические позитивисты.
_______
Крис Филдс: Что такое наблюдение?
В статье Криса Филдса ‘Наука наблюдения‘ рассматривается вопрос, что такое наблюдатель в науке. Сам по себе вопрос правильный, однако Филдс хочет непременно натурализовать наблюдателя, то есть, включить его в научную картину мира. Во второй части ‘Научное доказательство невозможности науки‘ — цитата из более поздней статьи Филдса с соавторами, которая наглядно показывает, что получается из таких устремлений.
Третий раздел — о статье Мюллера ‘Закон без законов — физика с точки зрения от первого лица‘. Рассматривается внутреннее состояние наблюдателя, а далее задается вопрос, что увидит наблюдатель, находящийся в определенном внутреннем состоянии, в последующий момент времени.
_______
Кризис науки
_______
Кризис когнитивных наук о человеке
Цитаты из главы ‘Об антагонизме современных теорий языка и путях его преодоления‘ книги Кошелева ‘Очерки эволюционно-синтетической теории языка‘, которые отражают взгляд автора на ситуацию кризиса в когнитивных науках.
Далее описано содержание заметки журналиста Джон Хорган ‘Заблуждение научного всезнания‘ в которой приведено хорошее высказывание физика Филипа Андерсона: ‘Невозможно понять все. Когда кто-то все понимает, то он сошел с ума.’ Это перекликается с шуточной ситуацией в разделе ‘К познанию устройства мира‘.
В конце о новых метафорах в когнитивистике. Представители когнитивных наук говорят, что метафора мозга как компьютера исчерпала себя и выдвигают взамен девять новых метафор, включая ‘Мозг как фрактальная антенна’.
_______
Мартин Лопес Корредойра: Сумерки эпохи науки
Цитаты из пессимистичной работы физика по поводу будущего науки c последующим обсуждением. Во второй части заметки ‘Жизнь научного диссидента‘ приведены советы для научных диссидентов из другой статьи физиков.
_______
В книге выражена позиция нейроскептиков, она направлена не против исследований мозга, а против неоправданных ожиданий. Наиболее тревожная часть книги связана с нейропсихофармакологией и разработкой антидепрессантов — этой истории посвящена большая часть книги. Коммерческие интересы фирм ведут к нарушению требований научной беспристрастности при разработке новых лекарств.
_______
Где найти бескорыстных ученых?
В книге Стюарта Ричи ‘Наукообразная чушь. Разоблачение мошенничества, предвзятости, недобросовестности и хайпа в науке‘ обсуждается кризис воспроизводимости в науке и пути его преодоления. В основном речь идет про исследования в психологии, медицине, генетике и нейрофизиологии, когда ищутся корреляции между разными факторами.
_______