Рене Декарт и картезианцы

На этой страничке собрана краткая информация о Рене Декарте, а затем даны ссылки на другие заметки, связанные с ним и его последователями.

16.11.2022 Бавария — родина философии нового времени

Фридрих Шеллинг начинает ‘К истории новой философии‘ с Декарта. При этом он замечает:

‘Особенно знаменательно для нас, что это начало полностью свободной философии было сделано, по-видимому, в Баварии; следовательно, здесь была заложена основа новой философии.’

‘там (в 23-летнем возрасте) он [Декарт] разработал основные идеи своей философии, которые обнародовал, однако, значительно позже.»

Далее он объясняет почему:

‘В 1619 г., когда он [Декарт] после коронования Фердинанда II вернулся из Франкфурта в армию, он обосновался на зиму в местечке близ баварской границы, где, как он говорит, не нашел никого, с кем бы мог охотно беседовать’

Фридрих Шеллинг. Собрание сочинений в двух томах, 1987-1989, т.2, с. 393.

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/299837.html

07.10.2022 Декарт и научный антиреализм

‘Могут и еще возразить, что хотя я, пожалуй, и придумал причины, которые могли бы вызвать действия, подобные тем, какие мы видим, но из этого еще нельзя заключать, что они вызываются ими в действительности. Подобно тому как один и тот же искусный мастер может изготовить несколько часов так, что и те и другие одинаково станут указывать время и внешне будут вполне подобны друг другу, хотя бы и не было никакого сходства в устройстве их колес, точно так же несомненно, что Бог владеет бесчисленным множеством средств, коими он мог достигнуть того, что все вещи здешнего мира казались такими, какими они ныне кажутся, между тем как ум человеческий бессилен постичь, какие из этих средств ему угодно было применить для этого. Против такого допущения я спорить не стану.’

Следует отметить, что после этого Декарт ищет таки поводы объявить свое представления достоверными.

Рене Декарт, Первоначала философии, в Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1989. т. 1, с. 421.

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/296035.html

06.09.2022 Шпага философа

‘И вот он [Декарт] нанимает небольшое каботажное судно, чтобы морем добраться до Западной Фрисландии (провинция Нидерландов) — ему хочется ознакомиться с достопримечательностями и этой страны. С ним верный слуга, сопровождающий его повсюду. Пассажиров кроме него на палубе нет — одиночество и свобода, комфорт и тишина всегда были и будут любимыми друзьями нашего героя. «Этот важный иностранец наверняка богатый коммерсант, едущий с ярмарки», — решают корабельщики и, не таясь, обсуждают свой план: сбросить его в воду вместе со слугой и захватить его багаж… Однако они не учли лингвистических навыков путешественника, всегда стремившегося изучить язык людей, среди которых он жил. Он все понял, вмиг выхватил шпагу и показал растерявшимся злоумышленникам, как ловко ею владеет. В результате он благополучно высадился в Западной Фрисландии.’

Визгин В. П. На пути к другому: От школы подозрения к философии доверия, 2004. Декарт и его учение, с. 149-159.

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/293516.html

11.04.2015 Как душа и тела действуют друг на друга

У Декарта вопрос взаимодействия res cogitans и res extensa практически не был проработан. Ниже идут две цитаты из последней работе Декарта Страсти души. В их рамках дуализм Декарта смотрится совсем в другом свете.

‘В МОЗГУ ИМЕЕТСЯ НЕБОЛЬШАЯ ЖЕЛЕЗА, В КОТОРОЙ ДУША БОЛЕЕ, ЧЕМ В ПРОЧИХ ЧАСТЯХ ТЕЛА, ОСУЩЕСТВЛЯЕТ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Надо также иметь в виду, что, хотя душа соединена со всем телом, тем не менее в нем есть такая часть, в которой ее деятельность проявляется более, чем во всех прочих. Обычно предполагается, что эта часть — мозг, а может быть, и сердце: мозг — потому, что с ним связаны органы чувств, сердце — потому, что как бы в нем чувствуются страсти. Но, тщательно исследовав это, я считаю, что часть тела, в которой душа непосредственно осуществляет свои функции, ни в коем случае не сердце и не весь мозг, а только часть его, расположенная глубже всех; это очень маленькая железа, находящаяся в мозговом веществе, в центре мозга, и так расположенная над проходом, через который духи передних его полостей сообщаются с духами задней, что малейшие движения в железе могут значительно изменить направление движения этих духов и, обратно, малейшие изменения в направлении движения духов могут значительно изменить движения этой железы.’

‘КАК ДУША И ТЕЛО ДЕЙСТВУЮТ ДРУГ НА ДРУГА

Маленькие ниточки наших нервов так распределены по всем его [тела] частям, что в случае различных движений, возбуждаемых объектами чувств, они различно открывают поры мозга; благодаря этому животные духи, содержащиеся в полостях, различным образом расходятся по мышцам, поэтому они могут двигать частями тела самым различным образом. Прибавим здесь еще, что маленькая железа — главное местопребывание души — так расположена между полостями, содержащими эти духи, что они могут двигать ее столькими различными способами, сколько есть ощутимых различий в предметах. Но и душа может вызвать в ней различные движения; природа души такова, что она получает столько различных впечатлений, т. е. у нее бывает столько различных восприятий, что она производит различные движения в этой железе. И соответственно, машина нашего тела устроена так, что в зависимости от различных движений этой железы, вызванных душой или какой-либо другой причиной, она действует на духи, окружающие ее, и направляет их в поры мозга, через которые они по нервам проходят в мышцы; таким образом железа приводит в движение части тела.’

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/88560.html

12.08.2013 Смерть Декарта

Вольный пересказ анекдота из книги John Deely Четыре эпохи понимания про смерть Декарта. Исходный вариант на английском: How Descartes died

Самый известный афоризм современной философии принадлежит Декарту: «Я думаю, значит я существую». Рассказывают, что Декарт умер не при дворе королевы Кристины в Швеции 11 февраля 1650 года от пневмонии, как обычно учат. Смерть Декарта произошла на самом деле в ресторане в Париже, где он праздновал свой побег из шведского королевского двора под прикрытием своей смерти. Официант спросил: — ‘Месье Декарт, вы закажете еще что-нибудь?’ — ‘Нет, не думаю’, — ответил философ и после этого исчез.

_________________________________

Декарт и схоласты

В заметке рассматривается связь Декарта со схоластами, в чем можно увидеть сходство, а в чем отличие.

_________________________________

Ульмская ночь: сны Рене Декарта

Как пишут, видение новой философской системы пришло Декарту во время трех снов ночью c 10 по 11 ноября 1619 года (Декарту было 23 году). В заметке собраны несколько цитат по этому поводу.

_________________________________

Рене Декарт: 2 + 2 = 4 или всемогущество Бога?

Мог ли всемогущий Бог сделать утверждение 2 + 2 = 4 ложным? Ответ Декарта на этот вопрос был положительным. Декарт считал, что если бы Бог захотел, то он мог бы сделать утверждение 2 + 2 = 5 истинным, а 2 + 2 = 4 ложным. В заметке собраны высказывание Декарта на этот счет.

_________________________________

Декарт о роботах

При обсуждении разницы между человеком и животным Декарт представил себе ситуацию, когда всемогущий Бог создал бы человека без души. В заметке приведены цитаты, следующие после описания Декартом человеческого тела, функционирующего как автомат.

_________________________________

История матанализа

В книге Строгаца ‘Бесконечная сила‘ есть раздел, связанный с возникновением аналитической геометрии. Главные герои — Декарт и Ферма, у которых были непростые отношения.

_________________________________

Эдвин Бёртт: Метафизика основ современной физики

В книге Бёртта ‘The Metaphysical Foundations of Modern Science’ представлены идеи Декарта по математизации физики и разделения качеств на первичные и вторичные.

_________________________________

А. А. Печенкин. Механицизм в физическом объяснении: прогрессивный регресс

В книге Печенкина ‘Объяснение как проблема методологии естествознания‘ есть раздел, в котором сравниваются метафизические взгляды Декарта, Ньютона и Лейбница. В их времена представления о механицизме были неразрывно связаны с метафизикой, но взгляды разных мыслителей существенно отличались друг от друга.

_________________________________

История и философия медицины. Научные революции в медицине XVII– XXI вв.

Идея Декарта о том, что тело — это машина, сильно повлияла на развитие медицины.

_________________________________

Механистическая медицина и безумие машин

Взгляды врачей на безумие в рамках механицизма.

_________________________________

«Научные войны»: 17-ый век

В курсе лекций, посвященный «научным войнам», Стивен Голдман начинает с 17-ого века. Рене Декарт выступает на стороне возможности рационального познания.

_________________________________

Вальтер Отт: Декарт, Мальбранш и кризис перцепции

В книге Отта разбираются вопросы, возникшие среди картезианцев после разделения качеств на первичные и вторичные. По сути дела на этом пути мы приходим к теории виртуального мира.

_________________________________

Окказионализм и законы природы

В диссертации Кротова ‘Мальбранш и картезианство‘ рассматриваются взгляды последователей Декарта и в особенности Мальбранша.

_________________________________

Теория виртуального мира Никола Мальбранша

Из диссертации Кротова о взглядах Мальбранша на устройство мира. Бог по Мальбраншу соединял виртуальный и реальный мир. Более того, познание реального мира возможно только при посредстве Бога.

_________________________________

Третий рейх Готлоба Фреге

Сравнение «видения всех вещей в Боге» Мальбранша с концепцией третьей области Фреге.

_________________________________

Дуализм в воплощенном сознании

Сравнения дуализма Декарта с дуализмом в концепции воплощенного сознания.

_________________________________

От дуализма Декарта к теории виртуального мира

Рене Декарт первым ввел в новоевропейскую философию понятие сознания в значении ‘сознание = осознание’.

_________________________________

Воображаемая точка зрения от первого лица

Рассмотрение воззрений Декарта в контексте точки зрения от первого лица.

_________________________________

Исторический характер рациональности: Математика и физика

Декарт математизирует природу. При Аристотеле математика и физика принципиально отличались друг от друга. Декарт их объединяет.


Опубликовано

в

,

от